Коммерческое предложение – это документ, содержащий условия работы, которые предлагает одна компания другой или одно лицо другому.
Казалось бы, звучит просто: изложите суть своего предложения, отправьте документ вашему клиенту, заключите взаимовыгодный контракт.
Почему же в реальности этот алгоритм работает далеко не всегда? Почему большинство таких писем в лучшем случае складывается куда-то в отдельную папку в электронной почте, и никто никогда к ним не возвращается?
К сожалению, маркетологи и продажники в строительной сфере часто демонстрируют отсутствие понимания, как грамотно составить коммерческое предложение.
В большинстве строительных организаций предложение услуг – это смета на материалы и проведение работ в Excel таблице. И чем подробнее смета, тем коммерческое предложение считается лучше. Во всяком случае по мнению тех, кто эти предложения отправляет. Проблема в том, что потенциальный заказчик видит ситуацию принципиально иначе.
Он должен разобраться во множестве столбцов и строчек, выискивать цифры, потратить время на изучение и сопоставление информации. И это вроде бы нормально, он же хочет сделать правильный выбор. Но что если заказчик получает несколько похожих смет в течение дня? И что если ваше предложение – не первое в этом списке?
Еще одна проблема заключается в том, что строительные компании предлагают клиенту принять решение о сотрудничестве лишь по одному фактору: стоимости их работ.
Однако, цена далеко не всегда является определяющим критерием при выборе товара или услуги. В большинстве случаев люди делают выбор, опираясь сразу на несколько ключевых аспектов.
Так как же сделать грамотное коммерческое предложение? Как
превратить его из унылого бухгалтерского документа в эффективный инструмент продаж, который будет будоражить клиентов и прибьёт всех конкурентов?
Раз начали говорить про строительство, давайте разберёмся на этом примере.
Для начала обозначьте структуру своего КП. Для этого сформулируйте хотя бы 5-7 основных факторов, ключевых для клиента при выборе подрядчика.
Например, для человека, который хочет построить себе дом, важны следующие моменты:
- безопасность работы именно с вашей компанией;
- сроки и стоимость реализации проекта;
- гарантии, которые клиент получает после завершения строительства;
- как будет происходить работа с рекламациями, в случае поломок или неисправностей;
- качество самой постройки, насколько в этом доме жить будет комфортно, тепло, насколько экологичные материалы используются и нет ли угрозы безопасности здоровья;
- фиксирована ли стоимость в договоре или все дополнительные затраты оплачиваются за счёт клиента сверх сметы.
Другой пример: компания строит дома не под заказ, а в коттеджном посёлке.
- Тут также важна локация посёлка.
- В порядке ли документы на землю и строительство, прошли ли они юридическую проверку.
- Какова инфраструктура поселка и планируется ли ее расширение?
- Точно ли в посёлке будут все коммуникации?
- Как реализуется безопасность жителей поселка и их собственности: видеонаблюдение, пункт КПП, забор по периметру.
- Как работает управляющая компания и как оценивается эффективность ее работы и т.п.