Задачи отдела маркетинга делятся на два направления:
- Привлечение В2В-клиентов – это застройщики, девелоперы, которых компания снабжает строительными материалами.
- Привлечение В2С-клиентов – это розничные покупатели, физические лица, которые через интернет-магазин приобретают необходимые стройматериалы.
Интернет-магазин на сегодняшний день в приоритете по развитию в компании. Большая работа была проведена над созданием портала. На него загружено уже более 70000 товаров.
Чтобы структурировать функции маркетинга создали пять направлений:
- Направление исследования целевой аудитории рынка;
- Направление онлайн-маркетинга;
- Направление офлайн-маркетинга;
- Направление управления ассортиментом;
- Направление PR.
В
направлении исследования целевой аудитории рынка собраны общие маркетинговые функции, которые необходимы для направлений B2B, В2С и для других направлений маркетинга. Это следующие функции:
• исследования,
• анализ рынка и формирование целевой аудитории,
• брендирование,
• анализ конкурентов,
• формирование продуктов компании,
• разработка конечных предложений,
• кросс-маркетинг,
• CJM-точки контакта клиента с компанией.
В компании работает маркетолог, который отвечает за выполнение этих функций. Опираясь на результат его работы, в других направлениях создаются рекламные компании, выбираются источники рекламы и так далее.
Направление онлайн-маркетинга – главное направление работы всего отдела. Большой блок функции касается разработки сайта. Это:
• создание контента для карточек товара;
• парсинг этого контента из других источников,
• наполнение и модерация карточек товара,
• выгрузка карточек на сайт,
• работы с интеграциями для сайта.
Второй большой блок это рекламные кампании. Используются:
• контекстная реклама
• таргетированная реклама,
• SEO-продвижение
• рекламные кампании на агрегаторах.
За каждое направление отвечает отдельный сотрудник: директолог, таргетолог, SEO-специалист, менеджер онлайн-площадок.
Описали эти функции, добавили ответственных, сформировали ценный конечный продукт для каждой функции.
Развитие аккаунтов в социальных сетях запустилось совсем недавно. Сформировали также функции по ведению соцсетей, подготовке контента, коллаборации. За эти функции должен отвечать SMM-менеджер. Отдельного специалиста на сегодняшний день в компании нет. Эту работу временно выполняет руководитель направления digital-маркетинга.
Подробно проговорили аналитику онлайн-каналов. В компанию внедрены инструменты аналитики рекламы, которые позволяют правильно управлять бюджетом и снимать точные показатели эффективности рекламы.
Добавили функцию SERM, которая связана с управлением репутацией компании в интернете. За нее также отвечает digital-маркетолог.
В направлении онлайн-маркетинга работает шесть специалистов. Распределили их по необходимым должностям. На некоторых должностях не хватает кадров. В эти функции добавили руководителя направления, отметив его фамилию красным маркером.
Направление офлайн-маркетинга практически не задействовано, но некоторые функции всё-таки важны для компании, и в ближайшее время их предстоит запустить в работу.
Описали функции, связанные с:
• наружной рекламой;
• разработкой POS-материалов;
• рекламой на билбордах;
• рекламой на объектах клиентов.
Все функции остались без ответственных, это означает, что работа на сегодняшний день никаким образом не ведётся. Для руководителя отдела маркетинга это сигнал для запуска работ и назначения ответственных.
Направление управления ассортиментом – это важнейшее направление для работы маркетинга в торговой компании. Задача этого отдела постоянно управлять ассортиментом. Нужна непрерывная работа по:
• аналитике продаж,
• добавлению новых категорий и позиций в ассортимент,
• исключение из ассортиментной матрицы позиций, которые плохо продаются или не соответствуют нормативу по сроку окупаемости.
В этом направлении работает сотрудник, позиция которого называется категорийный менеджер.
Описали функции, связанные с:
• ценообразованием;
• проверкой актуальности цен;
• контролем складских остатков;
• анализом, ротацией и оптимизацией ассортиментной матрицы;
• анализом потерянной прибыли в результате out-of-stock, это отсутствие товара на складе; и другие важнейшие функции связанные с управлением ассортиментом.
Такого сотрудника на сегодняшний день в компании нет. Его функции выполняет руководитель отдела маркетинга. Разместили его фамилию во все функции, отметив красным маркером.
Направление PR относится к развитию и обычно не размещается в коммерческом департаменте. Но, со слов владельцев, его необходимо включить в отдел маркетинга в компании, поскольку функции тесно связаны, и инструменты, которые используются маркетингом и PR, практически одинаковы в этой нише.
Основная задача направления PR – сформировать у аудитории позитивный имидж компании. Это означает, что потенциальный клиент должен знать компанию, у него должен быть высокий уровень доверия. И как только у него возникнет потребность приобретения товаров, которые представляет компания на рынок, у покупателя первым всплывает имя именно нашего бренда и он обращается к нам.
В этой связи добавили функции:
• взаимодействия со СМИ;
• создания публикаций в журналах и других СМИ;
• организацию пресс-конференций, интервью, брифингов;
• написанию кейсов;
• работы с отзывами;
• проведение и участие в PR-мероприятиях.
Эти функции не дают клиентов в моменте. Но такие легкие касания потенциальных клиентов приводят к тому, что компания запоминается, и у целевой аудитории формируется позитивное отношение к ней.
На сегодняшний день компания не занимается функциями PR. Оба собственника и руководитель отдела маркетинга подтвердили, что это важные функции, которые необходимы для развития имиджа и бренда компании. На сегодняшний день все функции остаются пустыми.