Задачей
планового экономического отдела является разработанная и реализованная стратегия, приводящая к выполнению плановых финансовых показателей, а также вовремя собранная дебиторская задолженность согласно плану.
То есть, в этом отделе осуществляется реальное финансовое управление организацией.
Функции этого отдела разбили на три составляющих:
- Планирование финансовой деятельности;
- Распределение и контроль расхода денежных средств для осуществления платежей и проверка счетов;
- Управленческий учет.
Планирование финансовой деятельности компании - важнейшая функция отдела.
Для итогового выполнения поставленных финансовых показателей, в том числе по чистой прибыли, компания должна заниматься стратегическим и оперативным планированием.
Стратегическое планирование - это длительное планирование на полгода или год, куда заблаговременно закладываются все статьи расходов в бюджет.
Оперативное планирование - это бюджеты на месяц, которые должны быть согласованы до начала работы в новом месяце.
Такое финансовое планирование позволяет прогнозировать затраты компании и действовать не вслепую. Важно каждый раз сверяться с финансовым планированием, затрачивая те или иные средства по определённой статье.
Распределение денежных средств для осуществления платежей и проверка счетов - это синхронизация между запланированными расходами и фактическими расходами, которые сейчас хочет осуществить компания.
Каждая затрата и каждый счёт, который сотрудники хотят оплатить в виде расхода, должен пройти процедуру сверки с финансовым планированием. Финансовый менеджер должен либо отправить счёт в оплату, в том случае, если затрата соответствует финансовому планированию, либо отклонить оплату счёта, если такого соответствия не найдено.
При таком подходе каждый потенциальный расход будет проверен и синхронизирован с финансовым планированием. И к концу месяца плановые расходы должны практически совпасть с фактическими.
Управленческий учёт - третья большая функция отдела
Управленческий учёт - это тот факт, который компания получила на конец месяца. В нем отражены все финансовые показатели, на основании которых можно принять управленческие решения о том, правильно ли было осуществлено планирование и фактические затраты в течение периода.
Для этого используются такие отчёты, как ДДС, ОПУ и баланс, которые отражают все финансовые результаты.
На сегодняшний день в компании внедрён достаточно глубокий управленческий учёт, и все цифры и показатели можно отследить в конце каждого периода и сделать вывод о том, насколько компания достигла планируемых финансовых показателей.
А вот с планированием, как заявил владелец, пока туговато, оно происходит волнообразно, хаотично, и система в планировании пока не отстроена.
Руководителя планово-экономического отдела в компании нет, все функции в этом отделе выполняет лично владелец.
Возглавляет финансовое отделение финансовый директор, которого в компании пока тоже нет, на эту позицию разместили владельца.
Указал владельцу на то, что финансовое отделение - важнейшее отделение в компании для стабильной работы и развития бизнеса. Если нет порядка финансах, компания, по сути, действует вслепую, и потенциально возможны плачевные финансовые результаты в виде кассовых разрывов, не выплаченной вовремя кредиторской задолженности и так далее.
Владелец подтвердил, что его вовлеченность в финансовое отделение очень высокая, поскольку он сам выполняет большое количество функций. Он давно задумывался о том, чтобы нанять финансового директора. Разработка организующей схемы явилась неким драйвером для того, что уже пора нанять этого сотрудника и освободить своё личное время от этих функций.
К тому же сам владелец не является профессиональным финансовым директором, поэтому понимает, что найм компетентного сотрудника, позволит компании значительно усилиться с точки зрения финансов.