Планово-экономический отдел разделили на направления:
- планирование;
- управленческий учёт и контроль;
- автоматизация управленческого учёта и отчётности.
Задачи направления планирования:
- подготовить финансовую модель;
- стратегическое и оперативное планирование деятельности компании.
Структура работы состоит из нескольких шагов.
Первый шаг - создание финансовой модели, в которой в цифрах описано, как компания работает.
Второй - стратегическое планирование. Это планирование на год, в которое вносятся бюджеты на те или иные расходы.
Третий - оперативное планирование - это планирование на месяц, которое исходит из стратегического планирования на год.
Важнейшая функция планово-экономического отдела - это распределение денежных средств для осуществления платежей и проверка счетов.
В компании этот процесс сейчас не налажен. Все счета проходят через владельца, который лично визирует их оплату или отклоняет. При этом владелец согласовывает счета, по сути, на ощущениях. Поскольку финансового планирования никакого нет, он до конца не понимает, можно ли отправить счёт в оплату или, возможно, на какие-то траты в этом месяце деньги не заложены.
В дальнейшем эту функцию будет выполнять финансовый менеджер. Он будет получать от руководителя финансовый план на месяц и сверять каждый счёт с этим планом до момента отправки в оплату. Только счета, которые прошли процедуру финансового планирования, будут оплачены.
Очень часто бывает, что функцию проверки счетов поручают бухгалтеру. Но, по сути, это бесполезная затея, поскольку бухгалтер тоже не понимает, какие счета могут быть оплачены, а какие нет. Бухгалтер может проверить только корректность составления счёта. Суть, стоимости, что хотим оплатить, он никаким образом не может проверить, поскольку также не понимает и не видит перед собой финансового планирования. Поэтому такие функции нужно возлагать на финансового менеджера, не на бухгалтера.
Также очень распространённая практика, когда финансовые функции хотят возложить на бухгалтера: финансовую модель, стратегическое, оперативное планирование. Но обычно эти схемы проваливаются, поскольку бухгалтер не компетентен выполнять эти функции. Его задача - закрывать бухгалтерские функции, такие как оплаты, выставление счетов, бухгалтерский налоговый учёт и так далее.
Второе направление в планово-экономическом отделе - это управленческий учёт и контроль.
В этом направлении очень важная функция - это управленческий учёт и дополнительные управленческие отчёты.
Управленческий учёт нужен нам для того, чтобы сверить фактическое финансовое состояние с тем, что мы запланировали. Иными словами, на начало месяца у компании есть финансовый план, в котором описаны финансовые показатели. Задача управленческого учёта - сверить фактическую картину с планируемой.