Отдел продаж
Для отдела продаж помимо стандартных метрик, таких как объём продаж, выручка на одного менеджера, маржинальная прибыль, будем замерять опережающие показатели.
В отделе продаж есть план. Конечным показателем этого плана является выручка по сумме заключенных договоров.
Также в отделе продаж есть воронка продаж, составленная из этапов, которые должен пройти клиент от первого контакта до заключения договора.
Чтобы выполнить план продаж, каждый менеджер должен с определённым показателем конверсии переводить сделки с этапа на этап.
У каждого менеджера свои собственные конверсии, с которыми он может переводить эти сделки.
Сделали обратную декомпозицию: разобрали с учётом текущих конверсий, какие показатели должны быть достигнуты каждым менеджером на каждом этапе воронки, исходя из его плана.
Пример
Менеджеру нужно выполнить план продаж в 5 млн руб. со средним чеком 100 000 руб. Значит ему нужно заключить 50 сделок в месяц.
С учётом его показателя конверсии для того, чтобы закрыть 50 договоров,ему нужно отправить 80 коммерческих предложений, провести 150 встреч, назначить 250 встреч. Для этого нужно получить 400 квалифицированных лидов.
Таким образом для каждого менеджера рождается плановый показатель по каждому этапу воронки. Эти плановые показатели мы разбиваем на рабочие дни.
Теперь менеджеры будут вносить фактические значения, которых им удалось достигнуть к текущей дате по каждому показателю.
То есть менеджер будет заполнять статистику за сегодня:
сколько сегодня он взял квалифицированных лидов,
сколько сегодня отправил коммерческих предложений или провёл встреч.
А также будет заносить в статистики нарастающим итогом сумму этих показателей на сегодняшнюю дату, чтобы руководитель мог понять к пятнадцатому числу месяца, насколько плановое значение по каждому этапу воронки соответствует фактически достигнутому.
Именно такие статистики, план-факт по опережающим показателям, которые мы можем отслеживать каждый день, максимально приближают менеджера к итоговому выполнению плана в конце месяца.
Если метрики не отслеживаются нарастающим итогом к сегодняшней дате, а заполняются только за сегодняшний день, то эффективность менеджера непонятна.
Пример
Менеджер за сегодня отправил пять коммерческих предложений и провёл три встречи. Руководитель не может объективно оценить, хорошо это или плохо. Может быть ему нужно было за сегодняшний день отправить 20 коммерческих предложений, а не три, поскольку он уже отстаёт от плана.
Замеры показателей по воронке разделили на два типа менеджеров: менеджер call-центра и менеджер по продажам.
Поскольку ценный конечный продукт менеджера call-центра - это клиенты, пришедшие на встречу, то за показатели этих этапов воронки отвечает он.
Статистики менеджера по продажам начинаются со встречи и заканчиваются подписанным договором.
Раздав эти метрики ответственным менеджерам, у руководителя появляется полная картина по выполнению плана текущего месяца.
Такая аналитика позволяет управлять планом продаж и отслеживать узкие места.