С какой задачей пришел клиент: полностью систематизировать и запаковать отдел продаж, описать все процессы, создать регламенты, должностные инструкции, скрипты продаж, папки сотрудников, инструкции по работе в АМО CRM, планы онбординга, описание ЦА и тд. Структурировать информацию в одном месте, создать обучение по каждому разделу.
Исходные данные: в компании есть часть документов, они находятся в разных местах и форматах (облако, жесткий диск, где-то еще), есть регламент по созданию регламентов, но по факту им не пользуются. Как итог: сотрудникам пользоваться документами очень тяжело, хаос из документов и информации. 80% документов нужно разработать с нуля, сейчас их вовсе нет.
Шаг 1. Воронки продаж
Стартанули с анализа воронок продаж. Воронок было несколько, но каждая требовала проработки: продажа основного продукта, условный отказ, работа с партнерами и т.д.
Разработал совместно с РОПом и описал взаимодействия сотрудников на каждом этапе воронки с постановкой задач и идеальным результатом каждого этапа.
Для каждого этапа воронки прописал "на что закрываем". Очень важная часть бизнес-процесса отдела продаж - дать сотрудникам четкие указания, что мы хотим от Клиента на каждом этапе для максимально успешного продвижения Клиента по воронке. Например: на этапе обработки лида закрываем на зум встречу с ведущим специалистом для обсуждения задачи Клиента и подбора нужного проекта.
Всех квалифицированных лидов закрываем на эту встречу. Не отправляем каталоги, не консультируем по проектам по телефону, не рассказываем технологии строительства (если только коротко). Соответственно, разрабатываем сильный оффер и всех закрываем только на зум.
Теперь менеджеру понятно, на что закрываем и что мы хотим от Клиента именно на этом этапе. По телефону не продаём объект, продаём встречу. Это идеальное действие прописано в каждом этапе воронки.
Глубокий анализ процессов продаж показал, что существующих воронок не хватает. Во всех нужно наводить порядок, корректировать этапы и бизнес-процессы.
В итоге разработано 7 воронок. 4 для продаж, 3 производственные воронки для бухгалтерии и ведения объектов.
Для каждой воронки созданы четкие этапы, которые означают свершившееся действие с Клиентом. В каждом этапе подробно описаны взаимодействия, ответственность и каналы коммуникаций сотрудников.
В отделе продаж есть отдельный сотрудник, который занимается привлечением партнеров.
Работа с партнерами - перспективное направление. Для систематизации воронки продаж по партнерам и отстройки процессов провел встречу с РОП-ом и менеджерам по партнерке.
Снял информацию, каким образом сейчас выстроен процесс, какие есть узкие места в работе.
Проработали воронку, поделили работу на 2 категории. С новыми партнерами работаем в отдельной воронке, с существующими в отдельной. Процессы отличаются.
Шаг 2. Регламенты
В процессе описания и стандартизации воронки продаж, разработал регламенты, чтобы не описывать все возможные ситуации подробно в бизнес-процессе.
Уже в регламенте максимально подробно изложено, как действовать сотруднику в той или иной ситуации. Добавил ссылки на регламенты в бизнес-процесс.
Регламенты позволяют не раздувать бизнес-процесс и делать его максимально четким и поэтапным. А также, не описывать повторяющиеся действия, которые могут произойти на разных этапах воронки. Например: регламент "Как заполнять карточку сделки в АМО срм" пригодится на разных этапах работы с Клиентом и будет добавлен в бизнес-процесс на разных этапах.
Каждый регламент получает свой артикул в соответсвии с отделом, который будет его использовать, а также порядковый номер для лучшей навигации, администрирования регламентов и удобства использования сотрудниками.
Дошли в описание воронки до этапа назначения встречи с Клиентом. Создал регламенты:
По мере продвижения по этапам воронки, каждый раздел наполняется новыми материалами.
После встречи, создал шаблон письма "Саммари встречи". Это важнейший элемент взаимодействия с Клиентом, которым многие продажники пренебрегают. В резюме встречи фиксируем задачу Клиента, понравившиеся варианты, договоренности, обязательно следующий шаг (с нужным для нас действием).
Клиент получает короткую выжимку встречи, понимает, что менеджер его понял, видит следующие шаги взаимодействия. Кроме того, не стоит думать, что жизнь Клиента смыкается на общении с нашей компанией, у него много других забот.
Резюме встречи позволяет Клиенту всегда вернуться к "струю" обсуждения покупки, потому что в любой момент он может перечитать саммари и вспомнить даже самые мелкие детали (если менеджер их туда напишет).
Шаблон проработан с точки зрения структуры пунктов и закрывает на нужное целевое действие. Менеджер просто копирует шаблон, вносит фактические данные по Клиенту и отправляет в согласованный канал коммуникации с Клиентом (согласовывает на встрече). Никакой самодеятельности, только отточенные комбинации действий.
Разработал несколько шаблонов писем и добавил их в базу знаний:
1. Первое касание по новому лидуВ шаблонах писем прикреплена ссылка на регламент "Выход на контакт с Клиентом", чтобы менеджер мог назначать следующий шаг в общении с Клиентом, в соответствии с регламентом.
Следующая серия разработанных писем касается назначения встречи и напоминания о ней.
Встреча - ключевой этап воронки, после которого вероятность покупки сильно возрастает. Задача Менеджеров первой линии продать Клиенту встречу через пользу и сделать всё, чтобы Клиент пришёл на встречу.
Создал шаблоны писем:
После того, как встреча назначена, Менеджер методично напоминает Клиенту о событии. Замеры конверсии показывают, что такой подход увеличивает конверсию в доходимость на 30-40% (вместо 40 встреч, будет 52, просто потому что, Менеджер напоминает Клиенту о встрече).
Шаг 3. Скрипты.
Скрипт проведения КЭВа.
Скрипт проведения КЭВ-а - это скрипт для Менеджера, который проводит Zoom встречу с квалифицированным Клиентом для глубокого выявления болей и потребностей, презентации проектов компании, как решение этих болей и закрытие на бронирование апартаментов или виллы.
Шаг 4. Маркетинговый контент
Карточки проектов.
У компании огромное количество маркетинговых материалов по разным проектам: презентации, фото рендеры экстерьеров и интерьеров, прайс-листы, расчёты доходности юнитов, видео обзоры и многое другое.Шаг 5. Инструкции по работе в Амо срм
Инструкции по работе в срм системе - раздел, который сильно систематизирует работу отдела продаж и экономит время РОПа.
В компании были инструкции, некоторые из них потеряли актуальность, остальные хранились в облаке у разных сотрудников, часть у РОПа, часть у HR-менеджера, некоторые у специалиста ОКК. Актуализировал все документы, привел их в единообразие, некоторые скринкасты перезаписали заново.
Разработал раздел с инструкциями по работе в Амо срм, распределил их по логике работы в системе, разграничил доступы разным сотрудникам. Теперь сотрудники изучают только нужные им разделы в хронологическом порядке.
Сама инструкция состоит из записанного скрин-каста с демонстрацией работы, текста и скриншотов.
Шаг 6. Аватары ЦА
Шаг 7. Книга продаж
Для обучения Менеджеров по продажам сформировал книгу продаж. Практически все необходимые материалы уже были у Директора по продажам.
Проанализировал материалы, сделал редактуру статей с учётом контекста работы именно в этой компании.
Добавил несколько материалов, касающихся отработки возражений, разработал документ "Технология дожима Клиента до оплаты", в котором описаны пошаговые действия Менеджера, в случае, если сделка зависает на этапе внесения оплаты.
Всего в книге продаж 18 обширных статей на темы:
Материалы из книги продаж будут включены в обязательный курс обучения всех должностей в отделе продаж.
Шаг 8. Глоссарий, FAQ
Разработал документ по часто задаваемым вопросам. Структурировал все вопросы по категориям, в каждой категории создал таблицу "Вопрос-ответ", собрал и разместил информацию, чтобы перед началом работы Менеджер ОП изучил вопросы Клиентов, был к ним готов и оперировал чёткими ответами.
Шаг 9. Главный файл должности
Шаг 9. Создание академии для обучения сотрудников
Шаг 10.