Кейс: создание базы знаний и обучения сотрудников

Компания по индивидуальному пошиву мужских костюмов

Обсудим проект?
Telegram
Позвонить
WhatsApp
О компании
  • 1
    Локация
    г.Москва
  • 2
    Основная деятельность
    Пошив индивидуальных костюмов на заказ

  • 3
    Штат
    50 сотрудников, 2 владельца

Начало работы
1
Разобрали задачу Клиента
Обучающие документы хранятся на Google Диске. Обучение не выстроено системно

2
Короткий анализ текущего положения
Получил доступ к документам, проанализировал контент, собрал предварительную структуру базы знаний

3
Подготовил презентацию по разработке базы знаний и академии
Продемонстрировал Клиенту варианты готовых разработанных структур базы знаний и собранных академий для обучения.
4
Заключили договор, начало работы
Приступил к созданию базы знаний и академии
Введение

Компания занимается индивидуальным пошивом мужских костюмов на заказ.


Два бутика в Москве.

У компании есть обучение, собранное в Google Документах, где материалы разложены по папкам.

И есть два файла, в которых собраны ссылки на эти документы в виде адаптационного листа менеджера отдела продаж.

По этим документам обучаются все новые менеджеры отдела продаж. Но эффективность не непонятна.

Задача клиента
Клиент обратился с запросом создания единой базы знаний и академии для системного обучения новичков.

Показал клиенту готовые решения, где в других проектах уже были собраны материалы для отдела продаж в базе знаний и выстроены курсы и программы обучения в академии. Клиенту очень понравилась настроенная система. Приступили к работе.
Шаг 1.
Для начала выгрузили все материалы по обучению менеджера по продажам из Google Диска клиента, структурировали по папкам и загрузили в базу знаний в Platrum.

Оказалось, что в папках на Google Диске логика расположения документов была нарушена, то есть регламенты или инструкции могли лежать в двух разных папках.

Такая логика применялась для того, чтобы сотрудник мог последовательно изучать документы именно в том порядке, в котором нужно компании.

В Platrum этого делать не нужно, и можно сложить документы по правильной логике. Когда мы будем создавать курсы в академии, мы сможем в любой курс добавить любые материалы из любого раздела и папки базы знаний.

Поэтому, после загрузки всех материалов в базу знаний, сделали встречу с руководителем отдела продаж и перенесли документы в соответствии с правильной логикой хранения.
Шаг 2.

Еще одним неудобством обучения на Google Диске являются вопросы.

В документе были собраны ссылки на материалы, необходимые для обучения сотрудника, разбитые по разделам. После каждого из этих разделов добавлены вопросы, на которые должен ответить сотрудник.

Проблема заключалась в том, что все эти вопросы были открытыми, то есть не предлагались варианты ответа. Сотрудник должен был сам вписать свой вариант ответа.

Открытые вопросы - это очень сильный инструмент с точки зрения контроля понимания сотрудником смыслов материалов, которые он изучил.

Одновременно с этим, такое обучение становится очень тяжёлым для сотрудника, потому что ему нужно слишком внимательно изучать каждый документ и очень точно формулировать свои ответы.

К тому же, эти ответы нужно кому-то проверять - это ручной труд. Иными словами, каждый раз, когда новичок проходит обучение, кто-то, скорее всего руководитель отдела продаж, должен сесть и прочитать ответы примерно на 40-50 вопросов, на которые ответил новичок.

Руководитель отдела продаж должен напрячь голову, вникнуть в эти ответы, отметить правильные и неправильные, и затем дать обратную связь сотруднику.

Это очень трудоёмкий и неэффективный путь обучения.

Поэтому, вторым шагом, мы сделали три встречи с руководителем отдела продаж, и для каждого материала разработали тестовые вопросы, на которые добавили варианты ответов.

Чтобы сотруднику было не так просто отвечать на эти вопросы, некоторые вопросы содержат один правильный ответ, некоторые вопросы - несколько правильных ответов, а некоторые содержат все правильные или неправильные ответы.

Итак, в конце третьей встречи, к каждому документу было создано несколько проверочных вопросов с предлагаемыми вариантами ответа.

К разделам о продукте и каталоге было добавлено по 20 вопросов, которые выявляют самые тончайшие знания в изучении сотрудником материалов.

Компания уделяет очень большое внимание обучению продукту, поскольку каждый менеджер должен быть мега-экспертом, чтобы клиент заказал костюм стоимостью от 200 000 руб.
Поэтому этот раздел проработали максимально детально.
Перед тем, как перейти в академию, добавили к материалам сквозную нумерацию в базе знаний, для того, чтобы навигация по документам была лёгкой и удобной для сотрудников.

На Google Диске у документов не было абсолютно никакой нумерации, поэтому ориентироваться в документах было достаточно сложно. Поскольку материалов большое количество, сотрудник не всегда мог быстро найти тот или иной материал, об этом сказал владелец.

Получилась понятная, логичная структура папок и документов, и теперь найти всё можно в один клик. К тому же в Platrum, в базе знаний, есть поиск по статьям, по ключевым словам. Система быстро находит материал, в котором содержится это слово.
Шаг 3.
Академия

Для того, чтобы собрать академию, встретились еще раз с руководителем отдела продаж, чтобы подумать, спроектировать обучающие курсы, на которых мы будем учить новичков.

Итого для менеджера по продажам получилось семь готовых курсов:
  • знакомство с компанией;
  • регламенты;
  • инструктивные письма;
  • каталоги;
  • обучение продукту;
  • работа в CRM-системе;
  • работа с клиентом.
Добавили в каждый курс необходимые материалы, которые должен изучить сотрудник в рамках курса.

Система сама создала тесты на основании тех вопросов, которые мы задавали в базе знаний к статьям.
В участники добавили должность менеджер по продажам. Эта должность зафиксирована на организующей схеме компании, которая также хранится в Platrum.

Когда все курсы были готовы, создали программу обучения, которая называется «Онбординг менеджера по продажам».

Программа обучения - это сборник курсов, который должен пройти сотрудник, в рамках этой программы.

Программа обучения нужна для того, чтобы, когда будет создано большое количество курсов, 40-50, мы могли собрать ту или иную программу для обучения необходимого сотрудника, в рамках которой он будет проходить только нужные курсы.
После того, как система была готова, поставили на должность менеджера по продажам руководителя отдела продаж, и он сам лично протестировал новую программу обучения.

Были выявлены некоторые ошибки в вопросах и документах, быстро подправили все помарки. В итоге - система была полностью обкатана и готова для обучения новичков.


Аналитика

Аналитика обучения - это тот провал, который нужно было закрыть в Google Диске, его невозможно реализовать с помощью применения простого облака.

В академии Platrum есть модуль отчёты в разделе академия, в котором мы можем посмотреть срез по обучению сотрудника.

Например, мы можем по всем участникам посмотреть количество курсов, которые были выданы. Сколько из них были пройдены, сколько не пройдены, и на каком прогрессе в процентах остановился сотрудник, изучая тот или иной курс.
А ещё мы можем посмотреть отчёт по ошибкам и увидеть, в каких материалах и в каких вопросах чаще всего ошибаются сотрудники.
И ещё много-много другой аналитики, которая позволит нам:

  • во-первых, отслеживать эффективность обучения каждого сотрудника;

  • во-вторых, увидеть изъяны в созданных курсах и программах обучения и исправить их, сделав максимально эффективными.
Итоги
Система обучения для менеджера по продажам готова.
Теперь компания может массово нанимать сотрудников, увеличивая штат. Прогонять их через готовую программу обучения и получать на выходе менеджера по продажам, который не только прочитал материалы, но и усвоил их, поскольку ответил на все заданные вопросы.
В отличие от Google Диска мы получили единую базу знаний, где хорошо структурированы все материалы. Она является единым информационным центром компании, где каждый сотрудник может найти нужный материал.
Помимо этого, в отличие от Google Диска, появился полноценный системный инструмент для обучения сотрудников и отслеживания эффективности этого обучения.

Вся работа заняла одну неделю.
Хотите обсудить разработку базы знаний и системы обучения для вашей компании?
Пишите в телеграм!