Шаг 2.
Коммерческий департамент.В этом департаменте 5 отделов.
- Маркетинга
- Контента
- Менеджеров маркетплейсов
- Аналитики
- Разработки новинок
Отдел контента.Контент - важная и большая часть работы компании, которая напрямую влияет на результат.
Руководит отделом контента один из владельцев.
В штате есть дизайнер и контент-менеджер, между которыми распределены линейный функции.
Все задачи разделены на 3 больших направления:
- Разработка контента разного вида (всего 9 типов, включая motion дизайн, rich контент, инфографику и т.д)
- Съёмка фото и видео
- Работа с контентом на маркетплейсе
Всего нанесли 16 (!) функций, которые выполняют сотрудники в этом отделе. И это только контент!!!
Добавил функции руководителя по планированию производства контента, согласованию сторонних исполнителей.
В этом отделе есть функция "тестирование контента на CTR", когда созданные материалы тестируются на кликабельность покупателями прежде, чем будут окончательно добавлены в карточку на маркетплейсе.
Подход к созданию и качество контента на запредельно профессиональном уровне.
Отдел аналитики. Главные задачи: проанализировать продажи, скорректировать планы закупок, предоставить чёткую картину по популярным и отстающим позициям, избежать OOS (out-of-stock: это когда товара нет на складе и продажи встают. Компания теряет деньги).
В компании есть аналитик. Руководит отделом один из владельцев.
Основатель показал данные, которые собираются на ежедневной основе для аналитики продаж. ВАУ! Другое слово не приходит в голову! Огромное количество показателей в очень удобном, аккуратном интерфейсе. Не груда цифр, от которых рябит в глазах а рабочая панель. Как в самолёте, только для управления продажами и закупками.
Здесь же анализ конкурентов, товары для акций, вычисление нескольких себестоимостей товаров.
Важнейшая функция аналитика: анализ и ротация ассортиментной матрицы. Задача, которая напрямую влияет на доход.
Внёс все функции на орг. схему, разработал и согласовал с владельцем ЦКП, поставил ответственным аналитика.
ВАУ!!! Целая лаборатория показателей!!!
Ближе к окончанию разработки орг. схемы, аналитик уволился из компании. Владелец отметил, что еще не до конца разработанная орг. схема позволила существенно снизить риски и помогла ему принять правильные управленческие решения.
Весь функционал аналитика был быстро собран из схемы, вакансия размещена на HH.
При найме новому сотруднику покажут его место на орг. схеме и функциональные обязанности, что существенно ускорит адаптацию новичка и нивелирует увольнение опытного сотрудника.
Об этом владелец упомянул в отзыве о совместной работе (отзыв можно посмотреть в самом низу страницы).
Отдел менеджеров по маркетплейсам.Здесь работают сотрудники (менеджеры по маркетплейсам), которые отвечают за всю техническую работу с площадками.
Тех. работы в карточках товаров и личных кабинетах, пополнение складов маркетплейсов товарами, работа с отзывами, поддержания высокого рейтинга товаров, seo продвижение товаров, взаимодействие с тех. поддержкой и много другой очень полезной работы.
Есть руководитель отдела и 2 сотрудника. Распределил их ответственными за функции отдела.
Некоторые важные функции выполняет лично руководитель, обладая большим опытом и компетенциями в решении подобных задач (руководителя вырастили изнутри компании).
Отдел хорошо структурирован, функционал чётко разделён, сотрудники показывают хорошие результаты.
Теперь это отражено на схеме.
Отдел маркетинга.Руководителя у отдела нет, исполняет обязанности один из владельцев. Компания не держит в штате сотрудников, которые занимаются маркетингом и аутсорсят задачи на внешних исполнителей.
Работа делится на 3 направления:
- Настройка рекламы внутри маркетплейсов и внешняя реклама
- SMM продвижение
- SMM активности внутри маркетплейсов
Функции по рекламе довольно стандартные (контекст, сео продвижение, таргетинг и т.д.). Нанес функции на схему, расставил ответственных. ЦКП были готовы и много раз отработаны с разными компаниями. Согласовали их с владельцем.
В блоке SMM продвижения очень много работы и задач. Компания ведёт собственные соц. сети, закупает рекламу у блогеров, работает с агрегаторами отзывов.
К этому добавляем функции создания и продвижения контента внутри маркетплейсов. Прямые эфиры, статьи о товарах и многое другое.
Всё это многообразие задач выполняют подрядчики, а ставит задания и контролирует владелец, выполняя обязанности руководителя отдела. Обратил на это внимание собственника, его вовлечение в операционную работу отдела маркетинга очень высокое.
Отдел разработки новинок.Задача этого отдела - постоянный поиск новых высоко маржинальных товаров и разработка новых товарных ниш.
Сотрудников в этом отделе, на сегодняшний день, нет. Функции выполняет Аналитик, Закупщик и оба владельца.
Поиск новых товаров - непрерывный процесс. За год запускается в продажу около 50 новых товаров.
Работа отдела делится на 3 направления:
- Поиск новых потенциальных новинок
- Разработка фин. модели продаж новинки и товарной матрицы новой ниши
- Брендирование новинок
Поиск новинок осуществляется на российских маркетплейсах просмотром товаров конкурентов с высокими показателями продаж.
А также, на иностранных маркетплейсах, анализом популярных товаров производителей.
Когда потенциальная новинка найдена, проводится анализ коммерческого потенциала товара, создаётся фин. модель. Товар вносится в матрицу товаров ниши, в которую он будет добавлен, чтобы понять какое место в ассортименте будет занимать новая позиция.
Составляется план закупок, исходя из фин. модели, для создания оптимального запаса на собственном складе и складе маркетплейса.
Функции, связанные с брендированием новых товаров.
"Упаковке" уделяется большое внимание. Даже качественные товары, которые упакованы плохо, вызывают у Покупателей ощущение "китайской дешевки".
Кроме того, качественная, брендированная упаковка сильно выделяет товары компании среди конкурентов.
Детально прорабатывается каждая составляющая: инструкция, упаковка, цвета товара, бирки, стикеры и многое другое.
Далее, заказываются тестовые образцы для фотосъёмки и размещения на маркетплейсе.
В результате работы отдела, ассортимент постоянно пополняется новинками, над которыми была проведена большая работа.
Риски того, что товар не будет продаваться и будет залёживаться на складе, минимальны.
Внёс функции на орг. схему, добавил ответственных и ЦКП для каждой функции. Оба владельца сильно вовлечены в работу по созданию новинок, принимают непосредственное участие практически в каждой задаче. Обратил на это их внимание.
3 зума по 2,5 часа.