Шаг 3.
Финансовый департамент Финансовый департамент разделили на 2 отдела:
1. Бухгалтерия;
2. Плановый экономический отдел.
БухгалтерияФункции бухгалтерии достаточно стандартные. В компании есть бухгалтер. Главного бухгалтера нет. Его функции выполняет сам владелец.
Описали функции бухгалтера, которые должны выполняться:
• оплата счетов;
• выплаты заработной платы;
• авансовые отчёты;
• приёмы денег на расчётные счета, в кассы и через эквайринг и другие задачи.
Везде разместил бухгалтера. Описал ценный конечный продукт в каждой функции.
Очень много вопросов возникло при обсуждении учётных функций. Если налоговый и бухгалтерский учёт закрывает сам бухгалтер, то по функциям учёта имущества, складского финансового учёта и архива, где собираются все документы компании - бухгалтер за это не отвечает. В этих функциях появился сам владелец, поскольку он исполняет обязанности главного бухгалтера.
У владельца нет времени на качественное закрытие данных задач, следовательно в этих местах возникают управленческие «горлышки».
В бухгалтерии во многих функциях закреплён сам владелец. Указал ему на это, поскольку, с одной стороны, он качественно не успевает закрывать данные функции. С другой стороны, владельцу приходится отвлекаться на их выполнение, потому что бухгалтерия - важная часть работы компании ввиду того, что кроме розничных и оптовых продаж, есть государственные оборонные заказы, по которым нужно очень чётко соблюдать бухгалтерский документальный учёт.
Внёс в бухгалтерию функцию раздельного финансового учёта для целей государственного оборонного заказа, так как это является требованием при выполнении таких заказов.
Плановый экономический отдел Ключевая задача разделения бухгалтерии и планового экономического отдела в том, что очень часто финансовые функции завязывают на бухгалтера - это неправильный подход к организации финансового департамента, потому что бухгалтерские и финансовые функции имеют:
• во-первых, абсолютно разные задачи, требуется разный результат для компании;
• во-вторых, компетенций у бухгалтера, часто, просто нет, чтобы закрывать финансовые функции.
Ключевые задачи бухгалтерии:
• вовремя и правильно подготовленные бухгалтерские налоговые отчёты;
• выплаченные налоги.
Ключевые задачи планового экономического отдела:
• запланировать финансовую деятельность компании;
• следить за тем, чтобы фактическая деятельность совпадала с теми планами, которые были поставлены.
Для этого, весь плановый экономический отдел разделил на 4 направления:
1. Планирование;
2. Управленческий учёт и контроль;
3. Работа с банками и кредитованием;
4. Автоматизация управленческого учёта и отчётности.
Сотрудника в этом отделе нет. Все функции закрывает владелец, замкнув на себя важнейшие задачи, которые обеспечивают здоровую финансовую обстановку в компании.
В направлении
планирования подготовил функции по планированию финансовой деятельности компании, такие как:
• разработка финансовой модели;
• стратегическое планирование;
• оперативное планирование
Создание финансовой модели - это базовый инструмент для финансово здоровой компании. На сегодняшний день у предприятия финансовая модель отсутствует.
На основании финансовой модели должно быть выполнено стратегическое планирование на год с отчётами, которые показывают - каким образом компания планирует прожить следующий финансовый год.
Затем, планирование переходит в оперативное, когда из стратегического планирования на год мы переходим в планы на месяц.
В этом же отделе есть функции по:
• распределению денежных средств, согласно финансовому планированию;
• согласованию счетов.
В компании хромает процесс согласования счетов на оплату. Счета могут передаваться из разных отделов напрямую в бухгалтерию. Поскольку финансовое планирование практически отсутствует, бухгалтер должен принимать решение - какие счета уходят в оплату, а какие оплачивать нельзя и нужно отказать в оплате.
Никаких твёрдых критериев в принятии таких решений на сегодняшний день у бухгалтера нет. Следовательно, все счета проходят напрямую через владельца и он сам решает - какие счета утвердить или не оплачивать.
При этом бухгалтер не думает о том, можно ли оплачивать счёт или нет. Все согласованные счета автоматически отправляет в оплату.
Второе важное направление работы экономического отдела компании - это управленческий учёт и контроль.
Управленческий учёт показывает настоящую финансовую картину компании на сегодняшний день. Очень часто управленческий учёт не совпадает с бухгалтерским налоговым учётом. Соответственно, добавили отдельную функцию - ежемесячная отчётность финансовой деятельности компании.
Именно на основании управленческого учёта руководители должны принимать решения о тех или иных затратах.
Здесь расположились функции по контролю кредиторской и дебиторской задолженности, за которые в дальнейшем будет отвечать финансовый менеджер.
Добавил функцию по формированию дополнительных управленческих отчётов, которые позволяют получить актуальные данные по:
- активам, пассивам компании;
- дебиторке и кредиторке;
- запасам;
- состоянию заказов;
- объёму производств и так далее.
Отдельное
направление работы с банками и кредитованием позволяет проанализировать и выбрать лучшее предложение на рынке от финансовых организаций.
Компания очень часто прибегает к займам для развития бизнеса, отчего данные функции крайне важны для того, чтобы деньги были взяты компанией на оптимальных условиях.
Добавил функции:
• контроля исполнения обязательств по кредитам и лизингам;
• подготовки и сдачи отчётности для кредитных организаций. Такие отчёты запрашивают кредитные организации при работе с государственными оборонными заказами.
Направление автоматизации управленческого учёта и отчётностиСобрал функции по развитию сервиса для управленческого учёта. На сегодняшний день, никаким сервисом компания не пользуется. Соответственно, эту работу предстоит сделать в будущем руководителю планового экономического отдела.